Галерея голограмм

О голографии

Студии голографии

Голография - виртуальная галерея
Главная страницаСвязьФорумАрхивEnglishПоиск

Голографическая метафора

Автор: Б.О. Майер (maier@holography.ru).

Содержание

Введение

В настоящее время широкое распространение получили такие термины, как холотропный подход, холистские тенденции, холотропное дыхание, холотропное мышление, холодвижение (как модель динамического порядка на субатомном уровне) и т.п. Эти термины происходят, по-нашему мнению, от термина голограмма (hologramma), введенному нобелевским лауреатом Д. Габором в 1949 году применительно к полной, целостной записи информации в электронной микроскопии и основанному на греческом слове HOLOS - целостный, полный. "Внедрение" в культурный обиход терминов, основанных на слове голограмма, началось в начале 60-х годов после работ по оптической голографии американских ученых Лейта и Упатниекса и российского ученого Ю.Н. Денисюка [1963 г.] и связано с "завораживающим" действием голографического изображения на наблюдателя. Такое действие голограммы обусловлено, вероятнее всего, тем, что голографическое изображение и сам принцип голографии являются материальными объектами, активизирующими в человеке архетип "мандалы", "целостности", "самости" - один из основных структурообразующих элементов психики человека как целостного феномена [К.Г. Юнг].

Автору посчастливилось в течение почти десяти лет проработать под руководством Ю.Н. Денисюка и Д.И. Стаселько, занимаясь теоретическими и экспериментальными проблемами лазерной голографии. По прошествии времени стало ясно, что появление голографии в середине XX века как принципа отображения и воспроизведения информации об объектах не случайно, а отражало общие тенденции осознания людьми целостности, полноты и взаимосвязанности мира. В последующем это нашло свое отражение в таких казалось бы далеких областях знания как: бутстрэпный подход в теоретической физике элементарных частиц, трансперсональной психологии, экологическом движении "зеленых", в формировании новой социально-научной парадигмы в 80-е годы [Ф. Капра]. Прямое влияние на формирование данных тенденций оказал лично Д. Габор, выступая в начале 70-х годов с докладами в Римском Клубе, под эгидой которого в последующем были инициированы исследования по глобальному моделированию.

Первоначально американские ученые Лейт и Упатниекс, занимавшихся прикладными аспектами теории информации, поняли, что при использовании специальных видов световых сигналов можно записать информацию об объекте на обычной фотопластинке таким образом, что в последующем при освещении фотопластинки восстанавливается световая волна, идентичная по пространственным характеристикам световой волне, рассеянной объектом на стадии записи. Для наблюдателя голограммы создается объемная иллюзия присутствия объекта. Одновременно и независимо от американских авторов Ю.Н. Денисюк сформулировать принципы и экспериментально осуществил голографическую запись не только пространственных, но и одновременно спектральных (цветовых) характеристик объекта. В дальнейшем такие голограммы стали называть именем автора - голограммы Денисюка.

Основная идея

Согласно концепции аналитической психологии К.Г. Юнга одним из ведущих психологических паттернов (архетипов), структурообразующих подмножеств человеческой психики, является архетип целостности и полноты - паттерн целостности телесных, осознанных и бессознательных психических функций человека. В основном данный архетип проявляется в сознании через символы "мандалы" в виде квадрата, креста: вообще говоря, – четырех частности, связанной с идеей круга. С этой точки зрения голография как феномен является метафорой архетипа целостности, проявившейся и развивавшейся в современной науке и культуре на наших глазах. С такой "психологической" точки зрения принцип голограммы, первоначально сформулированный в узко специальном разделе физической оптики, является одним из первых этапов развертывания современной динамики коллективного бессознательного. Развитие этого процесса привело к формированию в настоящее время, по мнению автора, "голографической (холистской) метафоры", охватывающей, как указывалось выше, различные области знания. Паттерн целостности голографии достаточно очевиден, если обратиться к базовым идеям оптической голографии, вокруг которых, как показывает история, проводилось подавляющее большинство исследований и с которыми были связаны ожидания появления новых технологий:

Полнота записи: Распределенность - Ассоциативность - Эквивалентность объекту

1. Полнота записи информации. На носителе в принципе записывается вся информация о пространственной структуре объекта, его спектральных (цветовых) свойствах и о временной динамике изменения объекта. Таким образом, голограмма позволяет теоретически записать всю информацию, которой пользуется зрительный анализатор человека для ориентации в окружающей среде.

2. Распределенность записи. Каждая малая часть голограммы содержит информацию о комплексе пространственно - цветовых параметров всего объекта. При этом, чем большая часть голограммы используется для реконструкции объекта, тем точнее (детальнее) он восстанавливается. Следовательно, каждый малый кусочек голограммы содержит нечеткое представление обо всем объекте в целом.

3. Ассоциативность записи. Если голограмме предъявить на стадии ее реконструкции часть записанного объекта, то восстанавливаются недостающие части объекта. Как показали теоретические работы и экспериментальное моделирование путем наложения на одной голограмме информации о нескольких объектах возможно создание достаточно сложных цепочек ассоциативно связанных образов.

4. Эквивалентность голограммы и объекта. Согласно современному естествознанию объекты проявляются в мире через их взаимодействие в виде различных полей. Если воспроизвести в динамике весь комплекс полей, рассеянных объектом, то для стороннего наблюдателя возникший образ будет неотличим от самого объекта, то есть возникает как бы материальная копия объекта. Это копия будет тем более точна, чем полнее записывается и используется при воспроизведении голограммы весь объем рассеянного объектом излучения. Принцип, что голограмма в пределе эквивалентна или является материальной копией объекта, был сформулирован в первых работах Ю.Н. Денисюка [1963 г.].

Совместное рассмотрение распределенности записи и эквивалентности приводит к хорошо известной метафоре: "в капле воды содержится весь океан". Или наоборот: указанная метафора применительно к голографии звучит как "и распределенность, и эквивалентность". Совместное рассмотрение полноты записи и ассоциативной связности приводит к идее познания, хотя бы в общих чертах, "океана по отдельной капле".

Эти две метафоры связываются в голографическую метафору о полноте, взаимосвязанности, взаимообусловленности окружающего мира, включая людей; о возможности узнавания целого по части и о бесконечном "уточнения" на этом пути. Итак, голографическую метафору, по-видимому, можно сформулировать как: "и полнота, и ассоциативная связность с одной стороны, и распределенность и эквивалентность - с другой". В результате - целостность в накоплении и обработке информации. При этом полнота в вышеуказанном квадрате является одновременно и истоком и противовесом "тройственности": распределенности, эквивалентности и ассоциативности.-->